ГЛАВНАЯ КАРТА САЙТА ГОСТЕВАЯ КОНТАКТЫ В ИЗБРАННОЕ DOWNLOAD РЕКЛАМА
 
  Главная / Методика / Немецкий язык

А.С. Шептикин

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье рассматривается формирование страноведческой и лингвострановедческой компетенций в средней школе при помощи мультимедийных технологий. Приводится описание электронного учебного пособия по лингвострановедению немецкоязычных стран, разработанного автором данной статьи.

Одной из целей обучения иностранному языку в школе является формирование у учащихся социокультурной компетенции. «Социокультурная компетенция подразумевает знакомство учащихся с национально-культурной спецификой речевого поведения и способностью пользоваться теми элементами социокультурного контекста, которые релевантны для порождения и восприятия речи с точки зрения носителей языка: обычаи, правила, нормы, социальные условности, ритуалы, социальные стереотипы, страноведческие знания и др.» [1, с.333].
Социокультурный подход к обучению языку заключается прежде всего в том, что «коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку тесно связано с использованием языка как средства познания мировой и национальной культуры, субкультуры страны изучаемого языка, духовного наследия стран и народов, способов достижения межкультурного понимания. Обучение иноязычному общению проводится в контексте диалога культур с учетом различий в социокультурном восприятии мира» [1, с.333-334].
Знакомство с иноязычной культурой способствует повышению мотивации учения, развитию потребностей и интересов, а также более осознанному изучению иностранному языку. Повышению мотивации к изучению иностранного языка на всех этапах общеобразовательной школы способствует также использование мультимедийных средств обучения, которые являются перспективным и эффективным инструментарием, позволяющим предоставить массивы информации, в том числе и лингвострановедческой, в большем объеме, чем традиционные источники информации и в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся.
В ходе обучения немецкому языку должны быть заложены основы страноведческой и лингвострановедческой компетенции в рамках изучаемой темы, которые необходимы школьникам для участия в непосредственном диалоге двух культур. Для этого учащимся необходимо познакомиться с культурой страны изучаемого языка, ее историей, обычаями, традициями и современной жизнью. Социокультурный компонент на уроке немецкого языка дает возможность не только ознакомиться с наследием культуры немецкого народа, но и сравнить его с культурными ценностями своей страны, что способствует формированию общей культуры ученика.
Одним из главных компонентов содержания обучения является учебный текст. Текст должен быть аутентичным и соответствовать интересам и возрасту учащихся. Подобранные тексты, с одной стороны, дополняют содержание школьных учебников немецкого языка. С другой – система дополнительных текстов призвана расширить и углубить лингвострановедческую информацию, получаемую школьниками на уроках немецкого языка. Задача преподавателя состоит в наиболее тщательном отборе лингвострановедческого материала, оптимально способствующего эффективному усвоению иностранного языка.
По нашему мнению, проблема использования компьютерных технологий при формировании лингвострановедческой компетенции очень актуальна. В современной школе необходимо преподавание иностранному языку в неразрывной связи с национальной культурой и к этому необходимо также привлекать компьютерные технологии. Современные школьные учебники немецкого языка содержат недостаточно лингвострановедческой информации. Страноведческая литература по Германии, а особенно Австрии, Швейцарии, Люксембургу и Лихтенштейну, сегодня представлена в книжных магазинах весьма скудным ассортиментом. Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам является потребностью времени. В связи с этим, автор предпринял попытку создать электронное учебное пособие по страноведению немецкоязычных стран, которое представляло бы собой лингвострановедческую энциклопедию.
Автором был собран обширный лингвострановедческий материал, представляющий собой перечень текстов и статей. На его основе было составлено электронное учебное пособие по страноведению для старших классов (на немецком языке). Оно познакомит учащихся с Германией и другими немецкоязычными странами. Здесь представлена обширная информация о Германии, Австрии, Швейцарии, Люксембурге и Лихтенштейне. В каждой статье указаны авторы. Данное электронное пособие построено по принципу гипертекста, который позволяет открывать другой текст, а также «дает возможность разделить материал на большое число фрагментов, соединив их гиперссылками в логические цепочки» [2, с.43]. Количество внутренних гиперссылок в данном электронном пособии около 12.000 (из них 1.200 на графические изображения), внешних гиперссылок (на Интернет-ресурсы) – более 300.
Многие страницы содержат графическую информацию (рисунки). Количество рисунков более 1000. При поднесении курсора к изображению появляется подпись к нему (только для Internet Explorer 5.0+).

По структуре разработанное автором электронное пособие напоминает сайт в Интернете. Находясь на стартовой странице можно узнать информацию о составителе, список использованной и рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, подробное содержание электронного пособия, а также послать автору электронное сообщение со своими предложениями по улучшению пособия. С каждой странички можно вернуться на стартовую страницу, а также на полный список источников информации. Со стартовой страницы можно также попасть на начальные страницы каждой немецкоязычной страны, списка выдающихся немецких деятелей, немецко-русский словарь пословиц и поговорок, школьный немецко-русский страноведческий словарь-справочник, а самое главное – на список тестов, где каждый может узнать, как он усвоил тот или иной раздел.
Пособие содержит около 600 статей-страничек, которые представляют собой тексты, часто аутентичные, по различным лингвострановедческим темам. В многочисленных статьях известные авторы описывают важнейшие политические, общественные и экономические события в Германии. В данном электронном учебном пособии представлен обширный страноведческий материал. Подобраны тексты о федеральных землях и городах, государственном устройстве, истории Германии, праздниках и обычаях, экономике и политике, общественной и культурной жизни Германии и других немецкоязычных стран. Также представлены краткие биографические данные знаменитых деятелей искусства и науки, сборник немецких пословиц и школьный немецко-русский лингвострановедческий словарь-справочник. В электронном пособии также представлены ссылки на немецкоязычные сайты, на которых можно найти много интересной и полезной информации.
Пособие содержит отличную систему навигации. Находясь на стартовой странице или содержании, можно попасть на любую страницу пособия. В верхней части каждой страницы имеется панель навигации, при помощи которой можно попасть на предыдущую, следующую или стартовую страницу. Последовательность расположения страниц показана в содержании. Панель навигации словарей представляет собой алфавит заглавных букв.
Остановимся более подробно на некоторых разделах пособия. Несомненный интерес для изучающих немецкий язык представляет немецко-русский словарь пословиц и поговорок. Автор стремился, с одной стороны, донести до пользователя образ немецких пословиц, а с другой — сопоставить их с русскими пословицами, имеющими аналогичный или близкий смысл. В связи с этим немецкие пословицы и поговорки часто переводятся на русский язык, а затем приводится эквивалентная русская пословица или поговорка.
Лингвострановедческий словарь-справочник познакомит школьников с особенностями жизни стран, жители которых говорят на немецком языке; в словарь включены основные географические названия, исторические события, названия музеев, архитектурных памятников, имена фольклорных и литературных героев, названия блюд, предметов обихода и явлений, характерных для стран немецкого языка (Германии, Австрии, Швейцарии и др.).
Дизайн всех страниц одинаков. В верхней части название раздела, затем ниже идут список использованной литературы, панель навигации, текст, а в самой нижней части страницы представлена информация о составителе, его электронный почтовый адрес.
Надеемся, что данное пособие поможет при изучении реалий немецкоязычных стран и немецкой культуры. Любому учителю под силу создать подобное электронное пособие. Для этого необходимо только иметь навыки, большое терпение и достаточно свободного времени.

Список литературы

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (Теория и практика преподавания языков). – СПб.: «Златоуст», 1999. – 472 с.
  2. Цатурова И.А., Петухова А.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. Учебно-методическое пособие. – М.:«Высшая школа», 2004.– 95 с.

С возникшими вопросами и предложениями можно обращаться к автору по электронному адресу scheptikin@mail.ru

Данная статья опубликована в следующем сборнике

  1. Актуальные проблемы образования в России и за рубежом: лингвистический, методический, педагогический аспекты: Материалы международной научно-практической заочной конференции. - Ульяновск, ООО "Мастер Студия", 2008.

Последние изменения страницы: 30.01.2010 - 22:10:58
E-mail: scheptikin@mail.ru
Web-Seite: www.scheptikin.narod.ru

 
 
ГЛАВНАЯ КАРТА САЙТА ГОСТЕВАЯ КОНТАКТЫ В ИЗБРАННОЕ DOWNLOAD РЕКЛАМА
Hosted by uCoz